Игры c песком как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения и речи.

Наверное, нет на Земле человека, который хотя бы раз не играл в песок, не строил что-то из него. Взаимодействуя с ним, человек творит, и это помогает достичь ему состояние равновесия и покоя. Сегодня игры с песком становятся все более популярными в психологической и педагогической практике.

С помощью этих игр решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения и речи.

Ведь песок служит хорошим материалом для развития тактильной чувствительности, что является одной из главных задач для развития детей. Также повышается мотивация к занятиям, более интенсивно, интересно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

Игры с песком – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект.

Кроме этого, по мнению многих психологов, песок поглощает негативную энергию и стабилизирует эмоциональное состояние. Использование мини песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-коррекционный эффект.

Игра с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с ним.

Использование игр с песком с раннего возраста способствует:

· развитию тактильной чувствительности;

· развитию мелкой моторики рук;

· развивает координацию движений;

· развивает зрительно-моторную координацию;

· развивает умение концентрировать внимание;

· способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;

· стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.

Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Проигрывая взволновавшие ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от внутреннего напряжения.

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.

В своей работе мы используем педагогическую песочницу:

- песочницу с подсветкой для детей с нарушением зрения: в комплект входит столик с дном из стекла, кварцевый песок, игрушки для создания сюжетов.

Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное воздействие. Они сгребают песок, делают узоры, оставляют отпечатки. Можно в работе использовать дополнительные материалы, это мотивирует детей к экспериментированию и развивает воображение. Прозрачное дно дает возможность подкладывать цветной фон, использовать контуры, обводки, что очень важно при работе с детьми с нарушением зрения.

Игры и упражнения в педагогической песочнице:

1. Знакомство с песочницей:

Цель – снижение психофизического напряжения.

Предложите ребёнку "поздороваться" с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный – неприятный, мягкий и т.п.

2. Необыкновенные следы:

Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения.

– "Идут медвежата" – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

– "Прыгают зайцы" – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

– "Ползут змейки" – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

– "Бегут жуки" – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

3. Песочный ветер:

Дыхательное упражнение. Предложите малышу дуть на песок через трубочку от коктейля – таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее!

4. Насыпание песка в емкости, пересыпание:

Оборудование: 2 ёмкости с узким горлышком, воронка.

Ребенок насыпает песок в бутылку, при желании можно использовать воронку. С помощью воронки можно пересыпать песок из одной бутылки в другую.

После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:

– дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

– легко, с напряжением сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпайте его в песочницу

– дотроньтесь до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

– перетирайте песок между пальцами, ладонями.

5. «Песочный круг»:

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит.

Напоминайте ребенку, что он рисует не ради красоты, а выражает свои мысли и чувства. По завершении работы ребенок с удовольствием расскажет о своем творении, если будет уверен, что оно воспринято вами как выражение его индивидуальности – с уважением и интересом.

6. «Тепло-холодно»:

Попросите малыша отвернуться и закопайте в песочнице игрушку – "клад". Пусть ребенок выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. "Ходить" можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от "клада", взрослый говорит "холодно", игрушка приближается – "теплее", когда игрушка дойдет до цели – "горячо". Ребенок откапывает спрятанную игрушку. Затем игроки меняются ролями.

7. «Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».

8. Знакомство с мокрым песком

проводится так же, как и с сухим. Обратите внимание ребёнка на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу, теперь из него можно лепить.

Ребенку предлагается свободная игра. Песок можно перемешивать руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки и т.п.

Правила поведения в песочнице:

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы.

Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.

Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО (используется в играх с песком)

Стихи:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта.

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой,

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко)

Городок наш песочный,

Ты стоишь над рекой.

Ты уютный, красивый,

Хоть не очень большой.

Здравствуй, солнце красное,

Здравствуй, утро ясное.

Здравствуй наш песочек,

Желтенький дружочек!

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Песочный Человек, приди! (Т. Грабенко)

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем ты всем нам подрасти помог! (Т.Грабенко)

(От лица Песочного Человечка)

Я вас слушал, я вас слышал,

Вот такие молодцы!

Вы – волшебники-творцы.

Я открою вам секреты,

Только знать надо при этом

Правила моей страны.

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу

И запомнить попрошу!

Вы готовы мне внимать?

Значит, можно начинать?

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?!

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить! (Т.Грабенко)

Вот какие малыши!

Как один все хороши!

Дом построили песочный.

Дом красивый! Это точно!

Есть окошки, крыша, двери.

Там живут игрушки-звери.

Мы сейчас гулять пойдем,

Тоже будем строить дом! (Н.В.Нищева)

Нас сегодня ждет песочек

Чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек:

Хочешь рой, а хочешь строй.

Поселок наш песочный,
Любимый и родной,
Уютный и красивый,
Хоть и не большой!

Загадка:

Из меня куличек печь удобно, Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Только есть его нельзя, Догадались вы кто я? (Песок)

Игры и упражнения с использованием песочной терапии, направленные на развитие коммуникативных навыков и социальной активности застенчивых детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

1. Задачи:

- учить сотрудничать: слышать, понимать и соблюдать правила;

- развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

- воспитывать доверительное отношение друг к другу;

- развивать чувство ответственности за другого человека.

Листопад.

Описание упражнения.

С помощью считалки выбирается «наблюдатель». Остальные дети - «листочки». Дети рисуют песком на световом столе листочки, а задача наблюдателя выбрать лучший листок Выбранный ребёнок становится «наблюдателем», упражнение возобновляется.

Близнецы

Описание игры.

Дети анализируют изображения предметов мебели, состоящих из геометрических фигур (стол, шкаф, полочка).

Дети делятся на пары, одному из которых завязываются глаза, а другой, становится ведущим.

Ведущий смотрит на образец рисунка и с помощью команд «вправо», «вверх», «влево», «вниз» помогает своему партнёру выполнить рисунок песком на световом столе с завязанными глазами. Затем дети меняются ролями.

2. Задачи:

- развивать вербальную и невербальную коммуникацию;

- учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;

- учить использовать приём активного слушания.

Что случилось?

Описание игры.

Дети рисуют песком на световом столе животных (весёлых, злых, испуганных, обиженных, удивлённых).

Педагог предлагает водящему выбрать любой рисунок и ответить на вопросы:

- Кто это?

- Какое у него настроение?

- Какие чувства (эмоции) он испытывает?

- Почему? Что с ним случилось?

- Что ты ему посоветуешь?

Затем водящий меняется, упражнение повторяется.

Вот какой Я – посмотри!

Описание игры.

Дети рисуют песком на световом столе детское лицо. Затем дорисовывают, изображая различные эмоциональные состояния (радость, удивление, испуг, злость)

Педагог предлагает водящему выбрать любой рисунок и ответить на вопросы:

- Кто это?

- Какое у него настроение?

- Какие чувства (эмоции) он испытывает?

- Почему? Что с ним случилось?

- Что ты ему посоветуешь?

Затем водящий меняется, упражнение повторяется.

Нарисуем большой гриб.

Описание игры.

Педагог разделяет детей на пары, в которых один ребёнок будет «говорящим», другой – «отражателем».

«Говорящий» эмоционально произносит фразу «Нарисуем большой гриб»

«Отражатель» рисует песком на световом столе. Затем дети меняются ролями.

Играем со сказкой. «Новый год в лесу».

Описание игры.

Педагог предлагает послушать сказку, которая не окончена, послушать два разных финала, выбрать тот, который больше нравится или придумать свою концовку сказки и нарисовать песком на световом столе к ней рисунки.

Варианты: звери украшают ёлку; хоровод зверей, снеговиков вокруг ёлки.

3. Задачи:

- развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.

- развивать способность аргументировать свои высказывания.

Через стекло.

Описание игры

Дети разделены на пары. Ребёнок с помощью жестов показывает, что товарищ должен нарисовать песком на стекле.

Затем обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщения. Легко ли им было понять друг друга?

Что на что похоже (овощи, фрукты, одежда.)

Описание игры

Ребёнок рисует на световом столе предмет (яблоко). Водящий должен отгадать, какой именно фрукт нарисован.

Затем водящий меняется. Игра возобновляется.

4. Задачи:

- учить излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;

- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности;

- учить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом.

Угадай кто это? (животные; птицы)

Описание игры

Водящий рисует песком на световом столе по контуру силуэт животного. Описывает его, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»

Ребёнок, который первым догадался о животном, изображённым на рисунке становится водящим.

Телевизор

Описание игры

Выбирается ведущий телепередачи, который рисует песком на световом столе по своему усмотрению персонажей сказок или животных, а дети должны узнать этот персонаж и название передачи («Спокойной ночи малыши»; «В мире животных»)

Диалоги («Моё любимое время года»)

Описание игры

Два ребёнка обсуждают какое время года и что именно они будут рисовать на световом столе песком. После завершения работы детям предлагается рассказать по содержанию их сюжетного рисунка.

Кiлькiсть переглядiв: 453

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.