Зрительная гимнастика
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с давних времён. Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать - утверждал У. Бейтс. Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.
Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения; направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются либо подвешиваются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).
Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.
Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз.
В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.
Зрительная гимнастика:
■ проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
■ благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;
■ гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
■ гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
■ основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
■ для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.
■ демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
■ упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаются упражнения: на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводятся на 7-10- й минуте занятия.
«Бабочка машет крылышками»
- происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.
«Письмо носом»
- закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе. Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации.
«Филин»
- на счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли, посмотрели вдаль
«Пальминг»
(от англ.palm - ладони): не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)
«Удивились»
- упражнение для бровей: у напряжённых глаз тяжёлые брови, поднять брови и опустить несколько раз. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления.
«Жмурки»
Зажмуриться, открыть глаза, отыскать нужный предмет.
«Далеко - близко»
- поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.
Сюжетные офтальмологические гимнастики:
«Метелки» - часто моргать глазками:
Вы метелки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите.
«Рыбка» Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. | - проследить глазами за движением рыбки - вверх-вниз (6-8 раз); - прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) - поморгать глазами. |
«Листопад» Листопад, листопад Листья жёлтые летят Под ногами шелестят Осыпается наш сад. | глаза – вверх глаза – вниз глаза вправо – влево открывают и закрывают глаза |
«Зонтик». Зонтик у меня цветной Яркий - красный, голубой Ветерок налетел - Зонтик в небо полетел Выше- выше - высоко… Дальше – дальше – далеко Кружит зонтик цветной Яркий – красный, голубой | -прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз; - прослеживание глазами вверх – вниз, -проследить вправо – влево - прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза; |
«Солнышко» В небе солнце катится Словно желтый мячик, То за тучку спрячется То по елкам скачет. Погуляло, покружилось И за тучку закатилось. | - прослеживание глазами за движением солнышка - вверх – вниз, вправо – влево. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны. - поморгать и зажмурить глаза. |
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У неё большие ветки. Вот такой ширины. Есть на ёлке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. | выполняют движения глазами снизу вверх выполняют движения слева направо выполняют движения вверх выполняют движения вниз прикрывают глазки. |
Вот стоит осенний лес! В нём много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей иди домой! | выполняют круговые движения глазами смотрят влево – вправо смотрят вверх-вниз открывают и закрывают глазки часто моргают |
На горе мы видим дом. Много зелени кругом: Вот деревья, вот кусты, Вот – душистые цветы. | дети поднимают глаза вверх выполняют круговые движения смотрят влево - вправо смотрят вперёд |
Кто где живет. Какой красивый лес вокруг нас! Справа – лисья нора, Слева – медвежья берлога. Внизу под сосной – ежиная нора, А высоко на дереве – беличье дупло. А далеко-далеко за лесом – Бабушкина деревня! | дети двигают глазами влево – вправо дети смотрят вправо дети смотрят влево дети смотрят вниз дети смотрят вверх дети смотрят вдаль |
Перед нами петушок – Он с земли зерно клюёт. Слева – курица идёт, Справа – уточка плывёт. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. | дети смотрят перед собой. смотрят влево смотрят вправо смотрят вверх моргают глазками |
По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. Поедут направо, налево, кругом – Свободны машины и ночью и днём | дети выполняют круговые движения глазами выполняют дв. глазами влево, вправо моргают глазами. |
Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Покатился в огород, Докатился до ворот, Покатился под ворота Добежал до поворота. Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул – вот и всё. | дети смотрят вдаль смотрят на кончик носа. смотрят вдаль. смотрят прямо смотрят вниз. выполняют круговые движения глазами закрывают глаза. |
К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Посмотри–ка на ребят, Теперь на небо – там птички летят. Внизу, по травке, жук ползёт. А слева – деревце растёт. Направо – алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. | дети смотрят по сторонам дети смотрят вниз дети смотрят друг на друга переводят взгляд вверх смотрят вниз смотрят влево смотрят вправо закрывают глаза, делают глубокий вдох |
Закрыла Катя глазки - Чудеса! Как будто в сказке! Вокруг темно! И не видно ничего! Катя глазки открывает: Все на месте! День сияет, За окном тепло, светло, Это лето к нам пришло! | дети закрывают глаза, с закрытыми глазами выполняют круговые двигательные движения глазами открывают глаза, выполняют круговые двигательные движения глазами |
Мышцы, окружающие глазные яблоки, не только обеспечивают движение самого глаза, но и влияют на размер его продольной оси.
Поэтому путем специальных тренировочных упражнений можно добиться того же эффекта, который дают очки, приближая и удаляя фон сетчатки при близорукости и дальнозоркости.
Такие упражнения необходимы ребенку в очках, так как привязанность к очкам приводит к увеличению вялости глазных мышц.
С целью коррекции работы мышц глаза предлагается система зрительно-восстановительных упражнений, стимулирующих полноценную работу мышц и способствующих стабилизации восстановительных процессов в работе атрофированных мышц больного глаза.
Эти упражнения и игровые приемы, проводимые в детском саду тифлопедагогом, воспитателями, медицинским персоналом, дают возможность справиться глазу со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе.
Натренированные же мышцы глаза, развитые зрительно-двигательные функции уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию и действию в богатом и разнообразном окружающем мире.
В гимнастические системы, как правило, входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, активизирующих кровообращение в области глаз и мозга.
После выполнения этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость век.
В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.
Упражнения для активизации работы мышц глаза
Комплекс I — способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.
1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть с интервалом в 30 с
(5 —6 раз подряд).
2. И.п. сидя: смотреть вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы 3-4р.
3. И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 — 3 с (3 — 4 раза).
4. И.п. сидя: быстрое моргание в течение 1 —2 мин.
5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 — 4 мин.
Комплекс II — способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.
1. И.п. стоя:
а) смотреть прямо перед собой 2 — 3 с;
б) поставить указательный палец па расстоянии 25 — 30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3 — 5 с, опустить руку, повторять |4 — 5 раз.
2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:
а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (3-4 раза).
3. И.п. стоя у окна:
а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;
б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
в) отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;
г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).
Комплекс III — улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение, совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.
1. И.п. сидя:
а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко
соответствующего глаза и подержать 1 — 2 с;
б) снять пальцы (повторить 3 — 5 раз).
2. И.п. сидя:
а) вытянуть руки вперед, смотреть па конец пальцев вытянутой руки,
расположенной по средней линии лица;
б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (3 — 4 раза).
3. И.п. стоя, голова неподвижна:
а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;
б) медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;
в) повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 — 5 раз).
Комплекс IV — способствует улучшению координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.
1. И.п. сидя:
а) поднять глаза вверх;
б) опустить глаза;
в) повернуть глаза в правую сторону;
г) повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 — 4 раза).
2. И.п. сидя:
а) поднять глаза вверх;
б) сделать ими круговое движение по часовой стрелке;
в) сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2-3 р
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:
а) посмотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;
в) опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;
г) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке ( 2 — 3 раза).
Комплекс V — улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
1. И.п. сидя на полу: ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;
повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине
(повторить 2 раза).
2. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально перед собой:
а) отвести руки в стороны (отпустить палку) и успеть ее поддержать;
б) попеременное перехватывание палки одной рукой, другая рука отведена в
сторону (повторить 3 — 4 раза).
3. И.п. стоя:
а) "спрячь глазки" (зажмуриться);
б) "у кого глазки больше" (широко открыть, выпучить; можно выполнять
перед зеркалом).
Комплекс VI — способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.
1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:
а) поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;
б) опустить мяч;
в) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;
г) опустить мяч.
2. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:
а) качание рук влево-вправо со слежением глазами за мячом (повторить 5-6р
3. И.п. стоя, руки с мячом внизу:
а) медленное круговое вращение снизу вверх в правую сторону;
б) вращение в левую сторону, следить за направлением движения мяча
(повторить 4 — 5 раз).
4. И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:
а) поднести мяч к носу;
б) отвести в исходное положение, прослеживать глазами за движением мяча (повторить 4 — 5 раз
Условия проведения зрительной гимнастики.
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
Ø — всегда снимать очки
Ø — сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их
Ø — следить за дыханием - оно должно быть глубоким и равномерным
Ø — сосредоточить все внимание на глазах
Ø — после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Зрительная гимнастика
- оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка,
- повышает его работоспособность,
- снимает зрительное напряжение,
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу;
- повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц,
- укрепляет мышцы век,
- снимает переутомление зрительного аппарата,
- развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.
- Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.
Коментарi