Зрительная гимнастика

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с давних времён. Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать - утверждал У. Бейтс. Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения; направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются либо подвешиваются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз.

В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Зрительная гимнастика:

■ проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

■ благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

■ гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

■ гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

■ основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

■ для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.

■ демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

■ упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаются упражнения: на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводятся на 7-10- й минуте занятия.

«Бабочка машет крылышками»

- происходит смазывание глаз, их очищение и отдых.

«Письмо носом»

- закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе. Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации.

«Филин»

- на счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли, посмотрели вдаль

«Пальминг»

(от англ.palm - ладони): не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

«Удивились»

- упражнение для бровей: у напряжённых глаз тяжёлые брови, поднять брови и опустить несколько раз. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления.

«Жмурки»

Зажмуриться, открыть глаза, отыскать нужный предмет.

«Далеко - близко»

- поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.

Сюжетные офтальмологические гимнастики:

«Метелки» - часто моргать глазками:

Вы метелки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите.

«Рыбка» Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. - проследить глазами за движением рыбки - вверх-вниз (6-8 раз); - прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) - поморгать глазами.
«Листопад» Листопад, листопад Листья жёлтые летят Под ногами шелестят Осыпается наш сад. глаза – вверх глаза – вниз глаза вправо – влево открывают и закрывают глаза
«Зонтик». Зонтик у меня цветной Яркий - красный, голубой Ветерок налетел - Зонтик в небо полетел Выше- выше - высоко… Дальше – дальше – далеко Кружит зонтик цветной Яркий – красный, голубой -прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз; - прослеживание глазами вверх – вниз, -проследить вправо – влево - прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза;
«Солнышко» В небе солнце катится Словно желтый мячик, То за тучку спрячется То по елкам скачет. Погуляло, покружилось И за тучку закатилось. - прослеживание глазами за движением солнышка - вверх – вниз, вправо – влево. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны. - поморгать и зажмурить глаза.
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У неё большие ветки. Вот такой ширины. Есть на ёлке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. выполняют движения глазами снизу вверх выполняют движения слева направо выполняют движения вверх выполняют движения вниз прикрывают глазки.
Вот стоит осенний лес! В нём много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей иди домой! выполняют круговые движения глазами смотрят влево – вправо смотрят вверх-вниз открывают и закрывают глазки часто моргают
На горе мы видим дом. Много зелени кругом: Вот деревья, вот кусты, Вот – душистые цветы. дети поднимают глаза вверх выполняют круговые движения смотрят влево - вправо смотрят вперёд
Кто где живет. Какой красивый лес вокруг нас! Справа – лисья нора, Слева – медвежья берлога. Внизу под сосной – ежиная нора, А высоко на дереве – беличье дупло. А далеко-далеко за лесом – Бабушкина деревня! дети двигают глазами влево – вправо дети смотрят вправо дети смотрят влево дети смотрят вниз дети смотрят вверх дети смотрят вдаль
Перед нами петушок – Он с земли зерно клюёт. Слева – курица идёт, Справа – уточка плывёт. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. дети смотрят перед собой. смотрят влево смотрят вправо смотрят вверх моргают глазками
По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. Поедут направо, налево, кругом – Свободны машины и ночью и днём дети выполняют круговые движения глазами выполняют дв. глазами влево, вправо моргают глазами.
Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Покатился в огород, Докатился до ворот, Покатился под ворота Добежал до поворота. Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул – вот и всё. дети смотрят вдаль смотрят на кончик носа. смотрят вдаль. смотрят прямо смотрят вниз. выполняют круговые движения глазами закрывают глаза.
К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Посмотри–ка на ребят, Теперь на небо – там птички летят. Внизу, по травке, жук ползёт. А слева – деревце растёт. Направо – алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. дети смотрят по сторонам дети смотрят вниз дети смотрят друг на друга переводят взгляд вверх смотрят вниз смотрят влево смотрят вправо закрывают глаза, делают глубокий вдох
Закрыла Катя глазки - Чудеса! Как будто в сказке! Вокруг темно! И не видно ничего! Катя глазки открывает: Все на месте! День сияет, За окном тепло, светло, Это лето к нам пришло! дети закрывают глаза, с закрытыми глазами выполняют круговые двигательные движения глазами открывают глаза, выполняют круговые двигательные движения глазами

Мышцы, окружающие глазные яблоки, не только обеспечивают движение самого глаза, но и влияют на размер его продоль­ной оси.

Поэтому путем специальных тре­нировочных упражнений можно добиться того же эффекта, который дают очки, при­ближая и удаляя фон сетчатки при близору­кости и дальнозоркости.

Такие упражнения необходимы ребенку в очках, так как при­вязанность к очкам приводит к увеличению вялости глазных мышц.

С целью коррекции работы мышц глаза предлагается система зрительно-восстано­вительных упражнений, стимулирующих полноценную работу мышц и способствую­щих стабилизации восстановительных про­цессов в работе атрофированных мышц больного глаза.

Эти упражнения и игровые приемы, проводимые в детском саду тифло­педагогом, воспитателями, медицинским персоналом, дают возможность справиться глазу со значительной зрительной нагруз­кой, с которой ребенок столкнется в школе.

Натренированные же мышцы глаза, разви­тые зрительно-двигательные функции убе­регут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию и дейст­вию в богатом и разнообразном окружаю­щем мире.

В гимнастические системы, как правило, входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, активизирующих кровооб­ращение в области глаз и мозга.

После вы­полнения этих упражнений люди чувству­ют себя значительно бодрее. Особенно хо­рошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укре­пить окологлазные мышцы, сохранить уп­ругость век.

В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвига­тельным нервом и нервными клетками со­судов головного мозга.

Упражнения для активизации работы мышц глаза

Комплекс I — способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и ши­роко открыть с интервалом в 30 с

(5 —6 раз подряд).

2. И.п. сидя: смотреть вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы 3-4р.

3. И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 — 3 с (3 — 4 раза).

4. И.п. сидя: быстрое моргание в течение 1 —2 мин.

5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 — 4 мин.

Комплекс II — способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.

1. И.п. стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2 — 3 с;

б) поставить указательный палец па рас­стоянии 25 — 30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3 — 5 с, опустить руку, повторять |4 — 5 раз.

2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок ле­вой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;

в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (3-4 ра­за).

3. И.п. стоя у окна:

а) посмотреть на вершины деревьев пе­ред окном;

б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;

в) отыскать и проследить за летящей пти­цей или самолетом;

г) назвать транспорт, стоящий или проез­жающий по дороге (2 раза).

Комплекс III — улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение, совершенствует коорди­нацию в горизонтальной плоскости.

1. И.п. сидя:

а) тремя пальцами каждой руки легко на­жать на верхнее веко

соответствующего глаза и подержать 1 — 2 с;

б) снять пальцы (повторить 3 — 5 раз).

2. И.п. сидя:

а) вытянуть руки вперед, смотреть па ко­нец пальцев вытянутой руки,

расположен­ной по средней линии лица;

б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (3 — 4 раза).

3. И.п. стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;

б) медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;

в) повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 — 5 раз).

Комплекс IV — способствует улучше­нию координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.

1. И.п. сидя:

а) поднять глаза вверх;

б) опустить глаза;

в) повернуть глаза в правую сторону;

г) повернуть глаза в левую сторону (по­вторить 3 — 4 раза).

2. И.п. сидя:

а) поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое движение по ча­совой стрелке;

в) сделать ими круговое движение про­тив часовой стрелки (повторить 2-3 р

3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) посмотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на лампоч­ку на потолке;

в) опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на лампоч­ку на потолке ( 2 — 3 раза).

Комплекс V — улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутри­глазной жидкости.

1. И.п. сидя на полу: ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;

повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине

(по­вторить 2 раза).

2. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально перед собой:

а) отвести руки в стороны (отпустить палку) и успеть ее поддержать;

б) попеременное перехватывание палки одной рукой, другая рука отведена в

сторо­ну (повторить 3 — 4 раза).

3. И.п. стоя:

а) "спрячь глазки" (зажмуриться);

б) "у кого глазки больше" (широко от­крыть, выпучить; можно выполнять

перед зеркалом).

Комплекс VI — способствует трени­ровке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.

1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) поднять мяч перед глазами, широко от­крыть глаза, посмотреть на мяч;

б) опустить мяч;

в) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;

г) опустить мяч.

2. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты впе­ред:

а) качание рук влево-вправо со слежением глазами за мячом (повторить 5-6р

3. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение снизу вверх в правую сторону;

б) вращение в левую сторону, следить за направлением движения мяча

(повторить 4 — 5 раз).

4. И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сги­бание рук:

а) поднести мяч к носу;

б) отвести в исходное положение, про­слеживать глазами за движением мяча (по­вторить 4 — 5 раз

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

Ø — всегда снимать очки

Ø — сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

Ø — следить за дыханием - оно должно быть глубоким и равномерным

Ø — сосредоточить все внимание на глазах

Ø — после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Зрительная гимнастика

  • оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка,
  • повышает его работоспособность,
  • снимает зрительное напряжение,
  • обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу;
  • повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц,
  • укрепляет мышцы век,
  • снимает переутомление зрительного аппарата,
  • развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.
  • Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.
Кiлькiсть переглядiв: 633

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.