Приложение Д
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА»
Цель:дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
План проведения:
1.Приветствие
2. Игра «Знакомство»
3. «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини - лекция)
4. Показ презентации «Предметно-развивающая среда в ДОУ, работающем по ТРИЗ»
5. «Давайте поиграем» (обмен опытом педагогов и родителей)
6. «Способности ребенка» (выступление психолога)
7. Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»
8. «Как развивать детскую любознательность?» (дискуссия)
9. «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)
10.«Цветные анкеты» (экспресс-опросник)
Ход проведения:
1. Добрый вечер! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, то вы пришли на эту встречу! Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме семинара - практикума.
2. А для начала познакомимся. Давайте встанем в круг. Под музыку я вам передаю мяч, музыка останавливается и тот родитель, у кого мяч в руках, представляется и отвечает на вопрос:с какого возраста, по вашему мнению, нужно развивать детскую любознательность? Спасибо, всем родителям за выраженное мнение! Прошу вас пройти за столы.
До 2-3 лет родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает. Но чем ближе к школе, тем больше волнует вопрос: «Способный ли он? Сможет ли хорошо учиться?»
Способности у каждого свои. Увидеть и направить их развитие – задача родителей.
Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить.
Для того чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, нам всем очень важно приобщиться к ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
3. «Что такое ТРИЗ в детском саду?» (мини – лекция)
Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.
Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, размышлять, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.
К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению. Детям дают знания в готовом виде и лишают их возможности делать открытия, так постепенно дети могут потерять способность к творчеству.
Последнее время делаются попытки выявлять и развивать творческие способности детей. Для этого создаются кружки по интересам, студии, новые программы. В школе все больше признания получает развивающее обучение.
Сотрудники нашего детского сада тоже пришли к выводу, что нельзя работать по- старому. Изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Американский ученый К. Тейлор отмечал: «Творческая деятельность оказывает огромное влияние на все общество в целом. То государство, которое сумеет лучше всего опознать творческие личности, развить их и создать для них самые благоприятные условия, будут иметь большое преимущество»
Мы считаем, что познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого-либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать открытия. Это будут открытия для себя.
Наш девиз: «Педагог, воспитывай так, чтобы ребенок был искателем и открывателем знаний» В. Сухомлинский.
Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения. Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.
В этом нам помогает ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основатель ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер. Начал он придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.
В целом ТРИЗ-педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учит ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника. ТРИЗ-технология идет от ребенка, а не от взрослого: пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем познании мира. Если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это, согласитесь, очень важное для человека качество. ТРИЗ-педагогика ориентирована на личность ребенка, его индивидуальность, этой педагогике чужд авторитарный стиль общения с детьми, в ней преобладает доверительный, личностно-ориентированный стиль, что в свою очередь, очень благоприятно отражается на ребенке: ребенок раскомплексован, свободен в суждениях, умеет отстоять свою точку зрения. В основе ТРИЗ-педагогики лежат методы и технологии, которые позволяют овладеть способами снятия психологической инерции. ТРИЗ позволяет решать творческие задачи любому, кто вникает в её правила. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Через специальные игры и упражнения дети учатся преодолевать психологическую инерцию, творчески мыслить, изобретать.
4.«Давайте поиграем»
Используя методику Н.Н.Хоменко, педагоги вместе с дошкольниками показывают родителям работу с серией картинок, объединенных единым содержанием («Девочка играет с куклой»).
Принимая участие в развивающей игре «Мир вокруг нас», педагоги, дети и родители имеют замечательную возможность ненавязчиво пообщаться друг с другом, систематизировать знания, сделать обучение интересным и познавательным, развивать свои творческие способности.
Игры с «Кругами Луллия» направлены на развитие познавательной активности детей, расширение представлений об объектах и явлениях.
Родители с удовольствием играют с «Волшебным пояском», так как эта игра интересна и занимательна, развивает память, внимание, интеллектуальные способности, помогает систематизировать знания в любой области: математике, ознакомлении с окружающим, развитии речи, экологии и т.д.
5. «Способности ребенка» - выступление психолога.
Встречаясь в жизни с разными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темп их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди отличаются друг от друга по своим способностям.
Всякая способность является способностью к чему–нибудь, к какой-то деятельности.
Доказано, что способности наследуются, примером этого служат существование семей, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одаренность. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось не менее 18 значительных музыкальных дарований. Наследственность может повлиять на способности, но не напрямую.
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. В развитии способностей у ребенка является развитие у него так называемой готовности к обучению. Эта готовность к обучению и формируется на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. В способностях детей, как общих, так и специфических - обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они определяются в успешности учебной работы, в том, что дети по-разному справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают систему знаний.
Рекомендации:
· Уже давно педагогами замечено, что развитие одних способностей автоматически ведет к развитию других. Поэтому, выявив одну способность, не следует забывать о других.
· Строить занятия с ребенком, нужно исходя из необходимости, как можно больше охватывать мыслительных операций.
· Оснащайте ребенка разнообразными способами познания окружающего мира.
· Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся вашему ребенку.
· Учите ребенка не зацикливаться на тех формах познания, которые стали привычными и гарантируют успех.
Все это помогает ребенку подсознательно выстраивать механизмы эффективного развития аналитических и творческих способностей.
В любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом необходимо учитывать возможности его возраста и индивидуальные особенности малыша.
Тогда успех в развитии обеспечен!
6. Всех вас мучает вопрос, а какие способности у моего ребенка? Анкета предназначена для родителей, включает вопросы, направленные на выявление способностей детей в разных сферах деятельности – двигательной, творческой, интеллектуальной, лидерской. К анкете прилагается лист ответов с таблицей, в которую родители вносят ответы в виде (++) (+) (-) . Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, в клетке ставится (-), если выражено неярко (+), если для ребенка это характерно и этим он отличается от сверстников (++)
Посчитайте количество знаков.
· Первая колонка – интеллектуальные способности
· Вторая – творческие способности
· Третья – лидерские способности
· Четвертая – двигательные способности
Вы сами видите, какие способности преобладают у вашего ребенка!
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познавать новое часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, то портят игрушки с целью узнать, что там внутри. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему. Часто возникают вопросы: что это? Для чего?
Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».
7. Любознательны ли наши дети?Послушайте в записи ответы детейВопросы детям: 1.Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома? 2.Чем любите заниматься больше всего?
3.Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Вы услышали ответы детей. А теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Вопросы родителям:
1.Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
2.Всегда ли вы отвечаете на вопросы и всегда ли надо отвечать?
3.Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
4.К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросом?
5.Как отвечать на детские «Почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался?
6.Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
7.Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
8. Дискуссия: «Как отвечать на детские вопросы». Заслуживают ли внимания эти советы или вы не согласны с ними? Какой из них вы считаете наиболее важным в воспитании любознательности? Почему?
Очень эффективно развивается любознательность с помощью загадок. Вы загадали загадку, ребенок ответил. Будете ли вы удовлетворены ответом или зададите ему наводящие вопросы?
И еще один вопрос: как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы дать ребенку как можно больше сведений и глубоких знаний? Так, одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетний сын сам читает книги, предназначенные для школьников и умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. А ваше мнение?
9. В заключение нашей встречи вам предлагается экспресс - опросник«Цветные анкеты»
Уважаемые родители! Вам предложены три анкеты. Анкете определенного цвета соответствует своя оценка нашей встречи
· Синяя - у нас остались нерешенные вопросы
· Зеленая – в целом встреча понравилась
· Красная - все было на высоком уровне.
Вам нужно выбрать одну анкету и опустить в ящик. Опрос анонимный.
До свидания! До новых встреч!
Как отвечать на детские вопросы
(памятка для родителей)
1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на вопросы встречным «А ты думаешь как?»
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть картинку.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос»
Лист вопросов (анкета):
1. Ваш ребенок хорошо рассуждает, ясно мыслит.
2. Нестандартно мыслит, предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям
4. Энергичен, нуждается в большом объеме физических упражнений
5. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
6. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное
7. Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
8. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
9. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
10. Пластичен, открыт всему новому, не зацикливается на старом , предпочитает новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты , не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею
11. Часто руководит играми и занятиями других детей
12. Физически развит лучше сверстников, имеет хорошую координацию движений
13. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
14. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов, например, в игре использует игрушки и предметы быта и другие средства.
15. Легко общается с детьми и взрослыми
16. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках
17. Склонен к логическим рассуждениям,
18. Способен с головой уходить в интересующие его занятия
19. Инициативен в общении со сверстниками
20. Предпочитает проводить время в подвижных играх
21. Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность
22. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме
23. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста
24. Бегает быстрее всех в детском саду
Коментарi