Приложение В

СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ Н.Н.ХОМЕНКО

Месяц Название игры Цель игры Оборудование
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь «Кто это?» «Что это?» Дать понятие о неодушевленных предметах, отвечающих на вопрос «Что?» и одушевленных – на вопрос «Кто?» Алгоритм-схема №2 по методике Н.Н.Хоменко. Картинки: овощи, посуда, птицы, животные, человек.
Октябрь «Кукла идет гулять» Познакомить детей с последовательностью действий при одевании на прогулку. Алгоритм одевания на прогулку.
Ноябрь «Водичка, водичка, умой мое личико» Познакомить детей с последовательностью действий при мытье рук. Алгоритм мытья рук.
II период (декабрь, январь, февраль)
Декабрь «Поможем няне накрыть на стол» Познакомить детей с последовательностью накрывания на стол, уборки со стола. Алгоритм дежурства.
Декабрь «Кто? Что делает?» Дать понятие о последовательности действий персонажей на картинках. Уметь отвечать на вопросы «Кто?» и «Что делает?» Алгоритм-схема №5 (частично) по методике Н.Н.Хоменко. Сюжетные картинки.
Январь «Когда это бывает?» Дать понятия о временах года (зима, весна, лето, осень), характерных сезонных изменениях в природе. Закрепить части суток (утро, день, вечер, ночь). Алгоритм-схема №4 по методике Н.Н.Хоменко. Картинки: времена года, части суток.
Февраль «Определи место действия» (где) Познакомить с различными местами действия (дом, лес, комната, парк и т.д.). Алгоритм-схема №3 по методике Н.Н.Хоменко. Картинки: лес, луг, комната, поляна, парк.
III период (март, апрель, май)
Март «Хорошо – плохо» Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Картинки «Хорошие и плохие поступки»
Март «Что сначала? Что потом?» Учить устанавливать последовательность событий. Серии из двух сюжетных картинок с одним героем.
Апрель «Вагончики рассыпались» «Паровозик из картинок» Учить раскладывать серию из двух картинок слева направо в одну линию, соблюдать последовательность событий. Алгоритм-схемы №1,6 по методике Н.Н.Хоменко. Серия картинок «Жадина»
Апрель Ответы на вопросы по серии из двух картинок: «Весна» и «Кораблик» по методике Н.Н.Хоменко. Учить отвечать на вопросы простыми предложениями из 3-4 слов по серии из двух картинок с одним действующим лицом, соблюдая последовательность событий. Алгоритм-схемы №1-6 по методике Н.Н.Хоменко. Серия из двух картинок.
Май Составление простых предложений по серии из двух картинок «На цветочной поляне» по методике Н.Н.Хоменко. Учить составлять простые предложения из 3-4 слов по серии из двух картинок с одним действующим лицом по алгоритм-схеме. Алгоритм-схема №1-6 по методике Н.Н.Хоменко. Серия из двух картинок.
Май «Сложи героев» Учить детей, используя разрезные картинки, складывать героев сюжета. Разрезные картинки.
Май «Снимаем кино» Учить детей составлять связный рассказ по серии картинок. Алгоритм-схемы №1-6. Серия картинок.

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ Н. Н. ХОМЕНКО

1.Игра «Что это? Кто это?»

Цель: Дать понятие детям о неодушевленных предметах, отвечающих на вопрос «Что?» и одушевленных « Кто?».

Игровое действие: Дети, используя алгоритм-схему № 2, разделяют картинки на доске, которые отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?».

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п3.jpg

2.Игра «Кукла идет гулять»

Цель: Познакомить с последовательностью действий при одевании на прогулку используя алгоритм-схему одевания.

Игровое действие: Дети, опираясь на алгоритм, одевают куклу на прогулку.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п4.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п5.jpg
3. Игра «Водичка, водичка, умой мое личико»

Цель: Знакомство детей с последовательностью действий при мытье рук, используя алгоритм-схему.

Игровое действие: Дети имитируют правильное и последовательное мытье рук. Закрепляют, как правильно вытирать руки полотенцем.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п6.jpg

4. Игра « Поможем няне накрыть на стол »

Цель: Знакомство детей с последовательностью накрывания на стол, уборки со стола, используя алгоритм-схему.

Игровое действие: Дети, выполняя роль дежурных в детском саду, накрывают стол к обеду, придерживаясь правильной последовательности накрывания по алгоритму.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п7.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п8.jpg
5. Игра «Кто? Что делает?»

Цель: Дать понятие детям о последовательности действий персонажей изображенных на картинках - умение отвечать на вопросы «Кто?» и «Что делает?».

Усложнение: используя алгоритм-схему №5 отвечать на вопросы «Кто?», «Что делает?» и «Почему?».

Игровое действие: Дети, выбирая картинку, учатся отвечать на вопросы «Кто изображен на картинке? «Что делает персонаж?» и «Почему?».

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п9.jpg

6. Игра « Когда это бывает?»

Цель: Дать понятие о временах года (лето, осень, зима, весна), характерных сезонных изменений в природе. Закрепить части суток (утро, день, вечер, ночь).

Игровое действие: Воспитатель показывает детям картинку и предлагает определить время года изображенное на ней. Ребенок определяет время года и объясняет, почему он так думает.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п10.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п11.jpg
7. Игра «Определи место действия» (где?)

Цель: Познакомить детей с различными местами действия, где происходят события на картинке (дом, лес, комната, поляна и т. д.), алгоритм-схему.

Игровое действие: На столе у воспитателя лежат картинки. Каждый ребенок поочередно беря картинку определяет место действия на ней. Где происходят события (в доме, на улице, в парке, на поляне и т.д.).

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п12.jpg

8. Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Учить детей устанавливать последовательность событий по алгоритм-схеме, используя серию картин.

Игровое действие: Воспитатель раскладывает на столе серию картинок и предлагает детям, глядя на алгоритм-схему, собрать цепочку из них, при этом, сохраняя последовательность событий, изображенных на картинках.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п13.jpg

9. Игра « Паровозик из картинок»

Цель: Учить детей раскладывать серию из 3-4 картинок слева направо в одну линию, соблюдая последовательность событий. Закрепить с детьми алгоритм-схему «паровозик из картинок».

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и разложить их в определенной последовательности, используя алгоритм.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п14.jpg

10. Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игровое действие: Детям предлагаются картинки с изображениями разных поступков. Дети определяют положительные и отрицательные стороны, объясняют, почему они так думают.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п15.jpg

11. Игра «Сложи героев»

Цель: Учить детей, используя разрезные картинки, складывать героев. Развивать зрительное внимание

Игровое действие: Детям предлагаются разрезные картинки в виде пазлов. Воспитатель предлагает собрать их, чтобы узнать, какие главные герои изображены на них.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п16.jpg

12. Игра «Снимаем кино»

Цель: Учить детей составлять связный рассказ по серии картин. Развивать связную речь.

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям стать режиссерами и снять кино. Ребенок берет в руки видеокамеру и составляет связный рассказ по серии картин.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п17.jpg

13. Ответы на вопросы по серии из двух картин «Весна» «Кораблик»

Цель: Учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями из 3-4 слов по серии из трех картин с одним действующим лицом, соблюдая последовательность событий.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п18.jpg

14. Составление простых предложений по серии из двух картин «На цветочной поляне»

Цель: Учить составлять простые предложения из двух картин с одним действующим лицом по алгоритм-схеме.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п19.jpg

Алгоритм - схема последовательности заданий при составлении рассказа по серии картинок.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/hbc1.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/hbc2.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/hbc3.jpg

Конспект занятия воспитателя по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР по заданию учителя-логопеда.

Тема: Рассматривание серии сюжетных картинок «Жадина» по методике Н.Н Хоменко

Коррекционно-образовательные цели:

Продолжать формировать умение детей внимательно рассматривать серию картин; находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии, определять место действия и время событий происходящих на картинках. Активизировать словарь детей по теме «Что такое хорошо, что такое плохо».

Коррекционно-развивающие цели:

Учить выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; умение восстанавливать причинно-следственные связи; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; грамматически правильно оформлять предложения; умение разгадывать ребусы; применять знания в практике речевого общения. Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать умение слушать друг друга не перебивая; чувство коллективизма, партнерства; дружеского отношения друг к другу; нравственных качеств; корректного поведения; умение анализировать ситуацию и адекватно реагировать на происходящее.

Материал: Серия сюжетных картинок «Жадина», картинки - символы, разрезные картинки из 6 частей, карточки для дыхательной гимнастики, «волшебный микрофон».

Предварительная работа: игры « Хорошо-плохо », «Умники и умницы »; чтение рассказа М.А Мартыненко « Про жадность », « Сказка про жадину», В.Осеева «Дружба до первого дождя»; беседа « Этические и не этические поступки » (см. книга Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками»).

Ход занятия:

Оргмомент:

- Дети, к нам сегодня пришли гости давайте всех поприветствуем

Доброе утро травам росистым

Доброе утро цветам золотистым

Доброе утро солнышку ясному

Людям всем и всему прекрасному

- Ребята, как вы понимаете, что такое дружба? (ответы детей)

- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте его прочтем.

« Здравствуйте ребята! Мне подарили картинки, но они все перепутались. Помогите мне, пожалуйста, в них разобраться. Незнайка.»

- Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке?

- Для этого нам понадобится ваше терпение (дети делают дыхательную гимнастику по карточкам символам); еще нам необходимо подготовить наш язык (дети выполняют артикуляционную гимнастику «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Лошадка»)

- Еще нам необходимо ваше внимание (дети выполняют гимнастику для глаз, при выполнении упражнений обращаю внимание на то, чтобы движения были только глазами)

- Нам понадобятся ваши пальчики (дети выполняют пальчиковую гимнастику)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики друзья

Друг без друга нам нельзя

Вот и подружились

- Ребята, как вы думаете, мы хорошо подготовились? Можем ли мы помочь Незнайке?

- Для того чтобы узнать о каких героях мы будем составлять картинки, вы должны выполнить мое задание. На ваших столах лежат разрезные картинки, вам необходимо их правильно соединить (дети соединяют разрезные картинки)

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п20.jpg

- Никита, каких героев собрал ты? А ты Илья?

- Давайте сравним их с картинками Незнайки, правильно ли мы их собрали?

(дети переворачивают картинки и сравнивают их с разрезанными)

Основная часть.

(На доске висят картинки- символы.)

- Разобраться с картинками нам помогут наши картинки – символы (дети разбирают каждую картинку по отдельности)

1 картинка- символ « Паровозик из картинок»

Цель: научить детей раскладывать серию картинок слева - направо

(Предлагаю детям выставить по очереди картинки слева – направо в любой последовательности.

2 картинка – символ « Найти общих героев на картинках»

Цель: научить находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

- Вова, что обозначает вторая картинка - символ?

-Ребята давайте посмотрим внимательно на картинки. Илья, какие герои изображены на 1-ой картинке? Никита, какие герои изображены на 2-ой картинке и т.д

- Героев на картинках мы назвали. У всех этих героев есть имена. Если вы разгадаете ребусы, которые прислал нам Незнайка, вы узнаете, как их зовут.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п21.jpg

Главного героя зовут

А (Ваня)

Мальчиков зовут

О (Вова) И (Витя)

Бабушку зовут

Е (Вера)

Собаку зовут

+ ИК

- Молодцы ребята! Имена героев вы отгадали.

3 картинка- символ « Найди место, в котором происходит событие»

Цель: научить детей определять место действия на каждой картинке и установить взаимосвязь между ними.

- Ксения, что обозначает третья картинка- символ?

- Костя, где происходит действие на 1-ой картинке? Вова, где происходит действие на 2-ой картинке? и т.д.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п22.jpg

4 картинка символ «Определи время событий »

Цель: Научить детей определять время событий, происходящих на картинках.

- Никита, что обозначает 4 картинка - символ?

- Илья, какое время года изображено на 1- ой картинке? Какое время событий? (утро, день, ночь) и т. д.

Физминутка

Мы все дружные ребята

И мальчишки и девчата

Мы по кругу все пойдем

Хоровод мы заведем

Руки вверх мы все подняли

Головою покачали

Вправо – влево повернулись

И друг другу улыбнулись

Ножками потопали

Ручками похлопали

Снова стали дружно в круг

Улыбнулись всем вокруг

5 картинка – символ « Назови действия героев»

Цель: Научить детей называть действия героев на картинках.

- Вова, что обозначает 5 картинка?

- Ксения, что делают герои на 1 – ой картинке? и почему?

- Илья, что делают герои на 2 – ой картинке? Почему? и т.д.

6 картинка – символ «Что за чем»

Цель: Учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.

- Вова, что обозначает эта картинка?

Игра « Что сначала, что потом » ( дети расставляют картинки по порядку, объясняя почему именно так их нужно расставить и что в рассказе нам неизвестно)

- Ребята правильно ли мы расставили картинки?

- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Кто самый внимательный »

- Я уберу все картинки, а вы должны будете вспомнить, как можно больше предметов, героев, которые изображены на картинках.

Итог занятия:

- Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке? А как мы помогли? Что мы делали? Что вам больше всего понравилось? Что было выполнять сложно, легко? А как вы думаете, почему мы справились с заданием? (этика – дети делали все дружно).

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п23.jpg

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Тема: Составление рассказа «Жадина» по серии сюжетных картин по методике Н.Н Хоменко

Коррекционно - образовательные цели:

Учить детей составлять рассказ по серии из 4- х сюжетных картин, соблюдать последовательность изложения материала; закреплять умения согласовывать все члены предложения в роде, числе, падеже; употреблять приставочные глаголы и предлоги; восстанавливать деформированные предложения на слух; строить схемы предложений.

Коррекционно - развивающие цели:

Развивать у детей логический компонент; умение восстанавливать причинно – следственные связи, реально существующие в жизни; совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику; просодическую сторону речи, связную речь и психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитывать у детей чувство коллективизма, партнерства, нравственных качеств, корректного поведения; умение анализировать ситуацию и адекватно реагировать на происходящее.

Материалы: Сюжетные картинки, алгоритм рассказа, мимические схемы, номерки с цифрами, прищепки, мышонок – игрушка, конверт с заданиями, схемы предложений.

Предварительная работа: Словарная работа со считалкой (уточнение значения слова торба, горба); разъяснение значений пословиц и поговорок; знакомить с алгоритмом работы по серии сюжетных картин; игры «Догадай-ка », « Сыщики », «Режиссеры фильма».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

а) Пальчиковая гимнастика с прищепками (совершенствование мелкой моторики, активизация речевых зон).

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик - малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики - друзья

Друг без друга нам нельзя!

Вот и подружились!

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п24.jpg

б) Артикуляционная гимнастика: «Орешки» , «Качели», «Часики», «Покусаем губки».

в) Упражнение на дыхание «Отгадай настроение» - отработка длительной, плавной воздушной струи.

Детям предлагаются картинки с изображением гномов в различных эмоциональных состояниях (гнев, радость, удивление, страх). К картинкам прикреплена разрезанная на полоски папиросная бумага. Подув на них, ребенок должен рассмотреть картинки и назвать их.

Детям предлагаются картинки с изображением гномов в различных эмоциональных состояниях (гнев, радость, удивление, страх). К картинкам прикреплена разрезанная на полоски папиросная бумага. Подув на них, ребенок должен рассмотреть картинки и назвать их.

2. Беседа « Что такое хорошо, что такое плохо»

Логопед: Ребята, как вы думаете, с каким настроением нужно общаться с людьми, со своими друзьями?

Дети: С радостным, веселым, хорошим, приветливым

Логопед: Почему?

Дети: Чтобы с ними было весело; чтобы было приятно общаться, хотелось дружить.

3. Сообщение темы занятия. В гости приходит Мышонок с конвертом.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п25.jpg

Логопед: К нам в гости пришел Мышонок. Посмотрите, какой он грустный. Он не умеет дружить и поэтому - всегда одинок. Давайте поможем ему разобраться, как нужно дружить. А для этого я предлагаю вам составить рассказ по уже знакомым картинкам.

4. Игра « Назови действия героев».

Цель: Выделение общих объектов, их действий, цели действия

(Составление сложноподчиненных предложений по картинкам)

Логопед: Кто нарисован на первой картинке? Что делает мальчик, бабушка? Почему?

Дети: Бабушка угощает мальчика пирожками, чтобы накормить его. Мальчик благодарить бабушку за пирожки.

Логопед: Кто нарисован на второй картинке? Что делают мальчики- друзья? Почему? Что делает мальчик с пирожками? Почему?

Дети: Мальчики - друзья играют в мяч, потому что любят эту игру. Мальчик ест бабушкины пирожки из пакета, потому что голодный.

Логопед: Кто нарисован на третьей картинке? Что они делают? Почему?

Дети: Друзья подошли к мальчику и попросили пирожков, потому что были голодные. Мальчик спрятал пирожки за спину, чтобы не делиться с ребятами.

Логопед: Кто нарисован на четвертой картинке? Что они делают? Почему?

Дети: Собака прибежала и выхватила пирожки у мальчика, потому что была голодная. Мальчик огорчился, потому что остался без пирожков.

Логопед: Ребята, так кто же поступил плохо? Каким был мальчик?

Дети: Мальчик был жадным.

Логопед: Можно ли быть жадным с друзьями? Как нужно поступать?

Дети: Нужно делиться.

5. Игра считалка (Развитие просодики.Проговаривание считалки громко, тихо, шепотом).

Логопед: Сейчас мы посчитаемся, кто будет первым составлять рассказ, а кто последним.

Дети произносят считалку, логопед раздает номерки.

Катилась торба

С высокого горба

В этой торбе

Хлеб, соль, вода, пшеница

С кем хочешь поделиться?

Логопед: Чему учит считалочка?

Дети: Делиться с друзьями

6.Работа над пословицами и поговорками (понимание значения пословиц и поговорок; умение применять их в жизненных ситуациях).

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п26.jpg

Логопед: Дети, наш Мышонок хочет, чтобы вы помогли ему разобраться. Кому из наших героев подходят эти пословицы и поговорки?

Хорошей хозяйкой дом стоит (для бабушки)

Что упало, то пропало (про пирожки)

Не рой другому яму, сам в нее попадешь (про жадину)

Сам не гам и другому не дам (про жадину)

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (мальчики- друзья)

Гладишь - ласкается, дразнишь – кусается (собака)

Логопед: Молодцы! Вы правильно подобрали пословицы. Ваши ответы понравились Мышонку

  1. Игра «Правильно ли я говорю?»

( Умение правильно строить предложения, схемы предложений)

Логопед: Мышонок предлагает поиграть в игру « Правильно ли я говорю» и построить схемы правильных предложений

Деревья, за, цвели, окном

(За окном цвели деревья)

Бабушка, пирожки, миску, в, сложила

(Бабушка сложила пирожки в миску)

Друзья, на, играли, полянке, в, мяч

(Друзья играли в мяч на полянке)

Ребята, пирожки, него, у, попросили

(Ребята попросили у него пирожки)

Собака, к, подбежала, жадине, быстро

(Собака быстро подбежала к жадине)

Мальчишки, над, хохотали, ним, весело

(Мальчишки весело хохотали над ним)

Логопед: Мышонок благодарит вас за правильные ответы

  1. Физкультминутка:

Мы все дружные ребята руки на поясе, повороты

И мальчишки и девчата

Вместе в круг мы все встаем за руки идут по кругу

Хоровод мы заведем

Руки вверх мы все подняли

Головою покачали

Вправо – влево повернулись руки вниз, улыбнулись

И друг другу улыбнулись

Ножками потопали

Ручками похлопали

Снова стали дружно в круг взялись за руки, улыбнулись

Улыбнулись всем вокруг

7.Составление рассказа – «фильма» по серии сюжетных картин коллективно.

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п27.jpg

Логопед: Мышонок принес видеокамеру и хочет «снять фильм». Сейчас каждый будет режиссером по порядку на номерках

Жадина

Пришла весна. За окном цвели деревья. У бабушки было хорошее настроение, и она напекла пирожков. Она сложила их в миску и позвала внука. Внучек поблагодарил бабушку, потому что был голодным.

Погода была хорошая, и мальчик сложил пирожки в кулек и пошел гулять. На полянке играли его друзья. Они весело играли в мяч, потому что любили эту игру. Мальчик шел мимо.

Друзья увидели его и позвали ближе. Они попросили у него пирожки, потому что были очень голодные. Но мальчик спрятал кулек с пирожками за спину, потому что не хотел делиться. Вдалеке появилась собака.

Собака быстро подбежала к жадине. Она вырвала кулек с пирожками, потому что тоже была голодная. Пирожки рассыпались. Жадина огорчился и закричал на собаку, потому что остался без пирожков. А мальчики весело хохотали над ним.

Логопед: Дети ваш «фильм» очень понравился Мышонку. Но какой же фильм без названия. Давайте его придумаем

Дети: Жадина. Плохой друг. Горькие пирожки…

8. Итог занятия. Анализ речевой деятельности проводит Мышонок.

Логопед: Ребята, посмотрите на Мышонка. Он улыбается. Вы научили его дружить, и теперь он не будет одинок.

Конспект коррекционно-логопедического занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Тема: Составление рассказа «Собака и вороны» по серии сюжетных картин по методике Н.Н.Хоменко.

Коррекционно-образовательные цели:

Учить детей рассматривать картины, выделять основные объекты и предметы на них, устанавливать причинно-следственные связи и располагать картины в логической последовательности, составлять рассказ по серии из 4-х сюжетных картин; закреплять умения согласовывать в речи прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, практически применять приставочные глаголы, использовать в речи предложения с союзом «чтобы», «для того чтобы», «потому что».

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать у детей логический компонент; умение восстанавливать причинно-следственные связи; совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику, психические процессы, связную речь.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать у детей чувство сопереживания, коллективизма; умение адекватно реагировать на происходящее; уверенность в своих силах.

Предварительная работа:

· знакомить с алгоритмом-схемой работы по серии картин;

· игры «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссёры фильма»;

· анализ последовательности выполнения действий при подготовке к завтраку, обеду, прогулке, игре с игрушками (куклой, машинкой) и т.д. во всех режимных моментах;

· анализ порядка действий в сюжетно-ролевых играх «Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет» и т.д.;

· оречевление последовательности ухода за домашними животными, птицами;

· беседы на нравственные темы: «Как быть хорошим?», «Что делать, если тебя обижают», «Как нужно дружить?» и т.д.

Материалы и оборудование:серия из 4-х сюжетных картин «Собака и вороны»; игрушка-щенок; прищепки; алгоритм-схема.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

а) Пальчиковая гимнастика с прищепками:

Черноносый мой щенок

Лёг в укромный уголок,

Под столом лежит, молчит,

Чёрный нос чуть-чуть торчит.

б) Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Побелим потолочек», «Лошадка», «Гармошка».

2. Беседа: «Как нужно поступать, если тебя обижают?»

Логопед: «Как бы вы поступили, если бы вас обидели?»

Дети: «Дали сдачу», «Пожаловались старшим», «Защитили себя».

Логопед: «А хорошо ли обижать других?»

Дети: «Плохо. Это неприятно. Обидно.»

3.Сообщение темы занятия. В гости приходит щенок с серией картинок.

Логопед: «К нам сегодня пришёл щенок. Он обиделся. Значит, его кто-то обидел. Щенок не знает, что делать, если обижают. Давайте узнаем, что же произошло со щенком. Для этого нужно рассмотреть картинки и составить рассказ про собаку и её обидчиков.

4.Последовательность заданий при составлении рассказа по серии картин «Собака и вороны».

а) Дети повторяют алгоритм-схему.

б) Игра «Вагончики рассыпались».

Логопед: «Дети разложите картинки в любой последовательности слева направо. (Дети выполняют).

в) Игра «Найди общих героев и предметы на картинках» (дети называют общих героев и предметы на картинках по очереди – щенок, кость с мясом, две вороны, трава, облака).

г) Игра «Найди место действия» (дети определяют, что действие происходит на поляне, на траве на всех картинах).

д) Игра «Определи время действия» (дети говорят что, действие происходит летом днём).

Логопед: «Почему?»

Дети: «Это лето, потому что на земле зелёная трава», «Это день, потому что светло и видно», «Это день, потому что светит солнце».

е) Игра «Кто? Что делает? Почему?»

(Составление предложений с союзами «чтобы», «для того чтобы», «потому что»).

Первая картина. Дети:

«Собака лежит на траве, потому что она ест».

«Собака лежит, чтобы удобнее грызть мясо».

«Две вороны увидели щенка и подлетели ближе, чтобы забрать мясо».

«Две вороны подлетели к собаке, чтобы отобрать кость».

«Две вороны прилетели ближе, потому что были голодные».

Вторая картина. Дети:

«Одна ворона напала на щенка, чтобы клюнуть его».

«Первая ворона клюнула собаку в голову, для того, чтобы отвлечь её».

«Другая ворона украла мясо, чтобы полакомиться».

Третья картина. Дети:

«Собака зарычала на ворон, чтобы прогнать их».

«Щенок бросился на ворон, потому что разозлился и обиделся».

«Щенок дрался с воронами-обидчиками, для того, чтобы спокойно поесть».

«Вороны бросили кость и щенка, потому что испугались».

Четвертая картина. Дети:

«Вороны улетели прочь, потому что пёс сильнее».

«Вороны остались голодные, потому что пришлось улететь».

«Щенок забрал мясо, потому что оно его».

«Щенок остался с косточкой, чтобы съесть её».

«Собака прогнала обидчиков, чтобы насладиться мясом».

ж) Игра «Что? За чем?»

Дети раскладывают картинки по порядку, объясняя свой выбор.

Логопед: «Дети, наш щенок очень доволен, вы правильно расположили картинки. Он приглашает вас.

8. Физминутка со щенком:

Для начала мы с тобой.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (вращение головой).

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем, (повороты вправо, влево).

А теперь мы приседаем,

Мы прекрасно понимаем –

Ноги нужно укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять (приседания).

Напоследок потянулись,

Вверх и в стороны прогнулись (потягивания вверх и в стороны).

От разминки раскраснелись

И на место снова сели (дети садятся).

9. Составление рассказа «Собака и вороны» по «цепочке» по серии сюжетных картин со зрительной опорой на алгоритм-схему.

Собака и вороны

Одним ясным летним днём щенок лежал на траве. Он удобно уселся, чтобы поесть мясо. Собака была довольна, потому что мясо было вкусное. Две вороны увидели щенка. Они подлетели ближе, чтобы забрать мясо. Вороны хотели забрать мясо, потому что тоже были голодные. Одна ворона клюнула собаку в голову, чтобы отвлечь её. Другая ворона украла мясо, чтобы полакомиться. Собака зарычала на ворон, чтобы прогнать их. Она бросилась на ворон, потому что разозлилась и обиделась. Вороны бросили кость и щенка, потому что испугались. Они улетели прочь. Собака прогнала обидчиков, чтобы спокойно поесть. Она наказала ворон и забрала своё мясо.

Логопед: «Именно такая история произошла с нашим щенком. Как бы вы назвали его историю?»

Дети: «Щенок и вороны», «Победа над обидчиками».

Логопед: «Правильно ли поступил щенок, прогнав обидчиков? Будут ли вороны снова приставать к щенку?»

Дети: «Правильно. Вороны не обидят щенка».

Итог занятия: анализ речевой деятельности проводит щенок.

Логопед: «Ребята, щенок больше не обижается. Ведь он знает, как поступить с обидчиками. Он доволен. Он верит в свои силы».

СЕРИИ КАРТИНОК

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п28.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п29.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п30.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п31.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п32.jpg

/Files/images/opyit_rabotyi_triz/п33.jpg

Кiлькiсть переглядiв: 2734

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.