Приложение Г
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФРОНТАЛЬНО-ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МЕТОДИК ТРИЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
(средний дошкольный возраст)
Месяц | Название игры | Цель игры | Оборудование | ||
I период | |||||
Октябрь | «Знакомство» | Обратить внимание на последовательность расположения помещений в детском саду. | Альбом группы «Давайте познако-мимся», помещения группы | ||
Октябрь | «Что это?» «Кто это?» | Дать понятие о неодушев-ленных предметах, отвеча-ющих на вопрос «Что?» и одушевленных – на вопрос «Кто?» | Овощи, фрукты, картинки, игрушки, алгоритм-схема №2 по методике Н.Н Хоменко | ||
Октябрь | «Подзорная труба» | Учить рассматривать картину и выделять объекты, отвечающие на вопросы «Что?», «Кто?» | Сюжетные картины к методике А.Б.Кузнецовой, Т.А.Сидорчук «Картинка без запинки (I этап) | ||
Ноябрь | «Кукла идет гулять» | Познакомить с последова-тельностью действий при одевании на прогулку | Алгоритм-схема одевания на прогулку | ||
Ноябрь | «Водичка, водичка, умой мое личико» | Знакомство с последова-тельностью действий при мытье рук | Алгоритм-схема мытья рук | ||
II период | |||||
Декабрь | «В чем готовим мы обед» | Знакомство с последова-тельностью накрывания на стол, уборки со стола | Алгоритм-схема дежурства | ||
Декабрь | «Кто? Что делает?» | Дать понятие о последова-тельности действий при подготовке к Новогоднему утреннику | Алгоритм-схема №5 (частично) по Н.Н.Хоменко, картинки к Новогодним праздникам | ||
Январь | «Время действия» (когда?) | Дать понятие о временах года (лето, осень, весна, зима) и частях суток (утро, день, вечер, ночь) | Алгоритм-схема №4 по Н.Н.Хоменко, картины времен года и частей суток | ||
Январь | «Место дейст- вия» (где?) | Познакомить с различными местами действия (дом, лес, комната) | Алгоритм-схема №3 по Н.Н.Хоменко, картинки птиц, домашних и диких животных | ||
Февраль | «Подружи слова» | Учить рассматривать картину и устанавливать связи между объектами с помощью взрослого | Сюжетные картины к методике А.Б.Кузнецовой, Т.А.Сидорчук «Картинка без запинки (II этап) | ||
III период | |||||
Март | «Кто? Что делает? Почему» | Познакомить с героями, их действиями, причиной этих действий | Алгоритм-схема №5 по Н.Н.Хоменко (полностью), картинки с изображениями хороших и плохих поступков | ||
Апрель | «Что сначала, что потом» | Учить устанавливать по-следовательность собы-тий | Серии из двух сю-жетных картинок с одним героем | ||
Апрель | «Вагончики рас-сыпались», «Па-ровозик из кар-тинок» | Учить раскладывать серию из двух картинок слева направо в одну линию, соблюдать последова-тельность событий | Алгоритм-схемы №1, 6 по Н.Н.Хоменко, серия из двух сюжетных картинок с транс-портом | ||
Апрель | Ответы на воп-росы по серии из двух картинок: «Весна. Кораблик» по методике Н.Н.Хоменко | Учить отвечать на вопросы простыми предложениями из 3-4 слов по серии из двух картинок с одним действу-ющим лицом, соблюдая последовательность событий | Серия из двух кар-тинок, алгоритм-схемы №1-6 по Н.Н.Хоменко | ||
Май | Составление простых предло-жений по серии из двух картинок «На цветочной полянке» по методике Н.Н.Хоменко | Учить составлять простые предложения из 3-4 слов по серии из двух картинок с одним действующим лицом по алгоритму-схеме | Серия из двух кар-тинок, алгоритм-схемы №1-6 по Н.Н.Хоменко | ||
Май | «Подружи слова», «Придумай и сравни» | Учить составлять сравнения по заданному признаку объекта, устанавливать связи между объектами картины по методике «Картинка без запинки» (I, II этап) | Сюжетные картины к методике А.Б.Кузнецовой, Т.А.Сидорчук «Картинка без запинки» | ||
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФРОНТАЛЬНО-ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ МЕТОДИК ТРИЗ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
(старший дошкольный возраст)
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия по связной речи | Цель занятия |
I период | |||
1. | Кто я? Узнай себя. | Рассказ-описание внеш-ности человека по во-просам. | Составление ПРП по вопросам и наглядной опоре из 4-5 слов. |
2. | Фруктовый сад. | Рассказ-описание фруктов по схеме и вопросам | Составление ПРП с однородными членами из 4-5 слов и объединение их в рассказ с опорой на вопросы и схему описания. |
3. | Жили-были овощи. | Описательный рассказ об овощах по схеме. | Составление рассказа описательного характера об овощах из 5-6 слов, ПРП с однородными членами по схеме. |
4. | Ходит осень по дорожке. | Рассказ по сюжетной картине «Осень в парке» по вопросному плану | Составление рассказа по сюжетной картине с несколькими действующими лицами с опорой на вопросный план, используя ПРП из 4-5 слов (Кто? Что делает? Что? Кому?/Чем?) |
5. | Мой осенний гарде-роб. | Описательный рассказ по графической схеме «Кукла в праздничном наряде». | Составление описательного рассказа по графической схеме, используя ПРП описательного характера с различными средствами связи слов. |
6. | Дом, в котором я живу. | Пересказ сказки «Три медведя» по картинам и вопросам. | Обучение пересказу сказки по вопросам и серии картин, используя ПРП из 5-6 слов. |
7. | Чудо-вещи вокруг нас. | Рассказ по сюжетной картине «Девочка кормит кур». | Составление рассказа по сюжетной картине по методике И.Н. Мурашковской «Картинка без запинки» и Т.А.Сидорчук «Обучение творческому рассказыванию по картине» (І этап), используя ПРП из 5-6 слов. |
8. | Хозяюшкины помощники. | Рассказ из личного опыта «Как я маме помогаю» | Составление коротких рассказов из личного опыта по следам демонстрации действий, используя в речи различные типы ПРП из 5-6 слов. |
9. | Что полезно для здоровья? | Рассказ из серии сюжет-ных картин «Как кот рыбкой полакомился» | Составление рассказа из 3-х сюжетных картин, используя алгоритм – схему по методике Н.Н.Хоменко, употребляя в речи различные виды ПРП. |
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия по связной речи | Цель занятия |
ІІ период | |||
1. | Домашние любим-цы. | Рассказ по сюжетной картине «Девочка кормит кур» | Составление рассказа по сюжетной картине от 1-го лица, используя методику И.Н.Мурашковской «Картинка без запинки» и Т.А.Сидорчук «Обучение творческому рассказыванию по картине» (ІІ этап). |
2. | Лесные жители. | Пересказ сказки «Тере-мок» по серии картин. | Обучение пересказу сказки по серии картин, используя в речи ПРП с союзами, передавая интонационную выразительность речи. |
3. | Лесные жители. | Описательный рассказ сравнительного характера о диких животных по схеме. | Составление описательного рассказа сравнительного характера, отражая сходные и отличительные качества объекта в ПРП и сложных предложений с союзами а, и по схеме. |
4. | Новый год. Моё настроение. | Рассказ из личного опыта по сюжетной картине «Новогодний праздник». | Составление рассказа по сюжетной картине, по следам демонстрации действий и личного опыта, используя наиболее доступные конструкции сложных предложений. |
5. | Здравствуй зимушка-зима. | Рассказ по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик». | Составление рассказа по серии из 4-х сюжетных картин, используя алгоритм-схему по методике Н.Н.Хоменко, употребляя в речи доступные конструкции сложных предложений с союзами. |
6. | Птичья столовая. | Описательный рассказ сравнительного характера о зимующих птицах по схеме. | Составление описательного рассказа сравнительного характера, используя ПРП и доступные конструкции сложных предложений с союзами: а, и, или по схеме. |
7. | Моя Украина. Мой любимый город. ПДД. | Пересказ рассказа «Богатыри» по вопрос-ному плану. | Обучение пониманию прочитанного и пересказыванию близко к тексту рассказа по вопросному плану, используя доступные конструкции сюжетных предложений с различными союзами. |
8. | По воде, по земле и в воздухе. | Рассказ по графическому плану-схеме «Самолет». | Составление рассказа по графи-ческому плану-схеме, используя ПРП с предлогами и доступные конструкции сложных предложений. |
9 -10. | Все профессии нужны, все про-фессии важны. | Рассказ повествователь-ного типа по графической схеме «Молоток». | Составление рассказа повествова-тельного типа, соблюдая структуру рассказа, по графической схеме, используя глагольную лексику в определенной конкретной ситуации. |
№ п/п | Лексическая тема | Тема занятия по связной речи | Цель занятия |
ІІІ период | |||
1 – 2. | Я, моя семья, мои права. 8 марта. Чувства, эмоции, переживания. | Рассказ по серии сюжетных картин «Мамин день». | Составление рассказа по серии из 4-х сюжетных картин, используя алгоритм-схему по методике Н.Н.Хоменко, употребляя СПП с союзами: а, или, потому что, чтобы. |
3. | Помоги себе сам. | Рассказ по сюжетной картине «Помоги себе сам». | Составление рассказа по сюжетной картине «Помоги себе сам», на основе методики И.Н.Мурашковской «Картинка без запинки» и Т.А.Сидорчук «Обучение творческому рассказыванию по картине» («Ищу друзей», «Наши помощники»), используя в речи СПП и ССП с различными союзами (ІІ – ІІІ этап). |
4. | Весенняя капель. | Пересказ рассказа «Весна» по графической схеме. | Обучение пересказу рассказа близко к тексту с опорой на графическую схему, используя изученную лексику. |
5. | Перелётные птицы. | Пересказ рассказа «Грач» с опорой на план-схему. | Обучение пониманию прочитанного и пересказыванию близко к тексту, рассказу по плану-схеме, построению разных типов предложений и элементарному умению соединять их в связанное высказывание. |
6. | Мир вокруг. Космос. | Рассказ по серии сюжетных картин «Космический сон Вити». | Составление рассказа по серии из 4-х сюжетных картин, используя алгоритм-схему по методике Н.Н.Хоменко, употребляя СПП с различными союзами. |
7. | Что такое хорошо, что такое плохо. | Рассказ по серии сюжетных картин «Жадина» («снимается кино»). | Составление рассказа по серии из 4-х сюжетных картин, соблюдая логическую последовательность и используя алгоритм-схему по методике Н.Н.Хоменко,, употребляя СПП и ССП разных типов. |
8. | Школа моей мечты. | Рассказ из личного опыта «Школа моей мечты». | Составление рассказа из личного опыта по заданному плану, используя изученную лексику и все виды ПРП и СПП с союзами. |
9 - 10. | Насекомые. Пауки. Знай, люби и береги. | Рассказ-описание по схеме о насекомых. | Составление рассказа описательного характера, используя ТРИЗ-технологию «сюжетный оператор», употребляя в речи все типы предложений. |
Коментарi